Редактирование вокала

Всё прекрасное начинается с вокала — единственного неповторимого инструмента.

Говоря о редактирование вокала, я начинаю с нормализации не только общего файла, но и отдельных его частей. Такой подход — ручного компрессирования, поможет в дальнейшем использовать обработку в меньшей степени, тем самым, сохранив оригинальный сигнал.

Шаг 1. Виртуально исправляем комнату. Мы знаем, что любое помещение- это эквалайзер, усиливающий определенные частоты (этот эффект называется модальным распределением) Хорошие помещения, правильных размеров, вносят либо едва уловимую окраску, которой можно пренебречь, либо красят сильно, но красиво, а вот всякие будки и бетонные комнатушки бустят очень неудобные частоты и частенько гудят. Первым шагом, вам нужно найти в голосе проблемы, вызванные комнатой и убить их. Самый удобный вариант – прослушивание голоса через Soothe2 в режиме “Delta”. Выставляем средние Sharpness, Selectivity, Depth и рыскаем по области 150-500Гц, в 70% случаев в какой-то момент вы услышите через soothe голый резонанс комнаты, останется просто отжать галочку “Delta” и он вырежется. Очень удобно, главное не перестараться) Я обычно немного отступаю крутилкой “MIX”. После вырезания плохой комнаты я обычно домешиваю к голосу ревер заведомо идеальной комнаты, например, импульс Westlake D из Altiverb XL. Заметьте, это не художественный ревер, а технический – я просто закрываю дыры в спектре.

Бывают более проблемные случаи – кроме резонансов в голосе слышен отчетливый и убогий ревер или вообще флаттер. Здесь – кто во что горазд. Глобально, можно рекомендовать де-реверберацию через Zynaptiq или RX, но я обычно гейтирую барабанным гейтом и смешиваю с RAW- вариантом, могу навалить атаки и убрать релиз транзиент-шейпером. Я странный)

Шаг 2. Виртуально исправляем микрофон. Хороший микрофон, как и хорошая комната, либо красит еле-еле, либо сильно, но красиво. Микрофоны до $1000 очень часто звучат едко и некрасиво звенят, исключений мало, почти нет.  Решается это практически также, как и с комнатой – эквализация, обрезка низа и иногда верха, Soothe2 на проблемные частоты, дээссер – если сибилянтит, мультибэнд компрессия – если динамика в разных частях спектра слишком уж разная (это кстати дурнее всего – когда микрофон склонен к прострелам по какой-то части спектра) Из опыта: AudioTechnika AT4047 как ненормальный ловит несмыкания связок и разного рода ротовые спецэффекты, на нем малейший, едва различимый при живом прослушивании, вокальный хрипыш может звучать громче самого голоса, очень харш-евый микрофон., у Rode NT2000 буквы “Ц” и “Ч” звучат громче остальных шипящих и в целом, он подчеркивает слюни и в принципе звенит как сраный колокол, кстати продам за 20к, если кому нужен, пересыл за ваш счет) Многие большие Октавы, типа MK319 (по-моему) бустят гнусавость.  TLM102 тоже ловит слюни (не преступно, но больше чем хотелось бы), звенит, сибилянтит и т.п. А вот TLM103 – уже относительно норм. Союз 067 частенько находит специфичный харш и зернистость там, где их нет) Ну и все в таком духе… Глобально, вам нужно понять является ли проблема микрофона динамической или она спектральная… или ее вообще нет… Если динамическая – компрессим/экспандируем проблемную область или используем Soothe2, если спектральная – эквализируем.

Шаг 3. Исполнитель. В идеальном случае, исполнитель технично и красиво поет, умеет работать с микрофоном. Если это не так – исправляем. Скачки громкости ровняем руками (лучший вариант) или используем Vocal Rider. Если не хватает артикуляции – наваливаем транзиент при помощи OEK SPIFF (сумасшедше качественный результат, в сравнении с другими транзиент-дизайнерами), пробуем широко задрать область вокруг 1500Гц. Если плавает пристутствие – «вешаем» области презенса. «Повесить» — это значит cкомпрессировать какую-то частоту и потом ее же прибавить эквалайзером. Соответственно, при дефиците присутствия – вешаем 3,6 кГц и бас (не жестко). Несовершенств может быть достаточно много, главное понимать, что мешает, а что нет.

Шаг 4. Осознание, что все, сделанное ранее – это не сведение, а реставрация) Сейчас у вас должен быть максимально черно-белый исходник голоса без ярких черт. Это прекрасно, т.к. теперь ваш голос – пластилин, лепите что хотите.

Шаг 5. Сведение.

1) Компрессируем каноничным для вокала компрессором, типа LA2A, не жестко, на 4-5дБ,

2) Эквализируем в плюс (дозируем бас, 500Гц, 4-5кГц, выбираем выгодный верх 8-10-12-16 кГц) Жирная связка: Pultec EQP1A  + CurveBender. Средне-жирная: SSL+ Softube AR Brilliance(или + Helios69). Чистейшая связка: любой мастеринговый EQ (типа AMEK200)+ Maag EQ4

3) Сатурируем (DevilLoc, Decapitator, Vertigo)

4) Докомпрешиваем если нужно и сколько нужно. Параллельно или в инсерт (RVOX, Disstressor, Fairchild, PRO-C2… что угодно. )

5) Отлавливаем артефакты (если возникли), устраняем.

Шаг 6. Взаимодействие голоса с миксом.

В прошлых шагах мы скорее формировали сольный тембр, теперь нужно вписать его в микс. Все просто – голос не должен маскировать ничего важного в миксе, а микс не дожен убивать голос.

Типичные проблемы:

1) Голос не лезет в микс – в 90% случаев это происходит по причине занятости центра микса каким-нибудь синтом, который шпарит в той же октаве, что и голос. Панорамируйте этот синт в сторону, либо примените сайдчейн от голоса (лучше только по MID-составляющей), либо поправьте аранжировку.

2) Голос лезет, но звучит отдельно. 1 вариант: голос выше хай-хетов и тогда нужно просто навалить верха последним, либо закрыть верх голоса. 2 вариант: несоответствие реверов. Пошлите какие-нибудь мелодические инструменты и голос в одинаковый ревер, все слипнется. 3 вариант:  недокомпрессия голоса или перекомпрессия микса. Ну здесь понятно. 4 вариант: спектральная дыра в инструментале. Посмотрите на инструментал спектро-анализатором, если где-то есть дыра децибел на 10-20, то проблема скорее всего в ней.

3) Голос убивает ударные— можно смело сайдчейнить область 0-200Гц голоса от кика и баса (в момент удара кика низ голоса подрезается), а если есть soothe2, то на высоких значениях Sharpness и Selectivity можно, помимо низа, сайдчейниться от верха бочки 3-4кГц и от хай-хэтов 7-13 кГц. Если будете работать на значении параметра MIX не более 70-80 процентов и на хороших оверсемпленгах – почти не навредите.

4) Голос провален – возможно, голос недокомпрессирован – исправьте. Не помогло — пробуйте сайдчейн подозреваемых синтов, от голоса, если опять не помогло – домешивайте скомпрессированную моно-сумму голоса, она пробьет всех) Если провал больше спектральный, чем динамический – задерите в подмешиваемой моно-сумме ту область частот, которая проваливается. Разумеется, всегда лучше найти конфликт и вырезать его, чем пробиваться через микс путем сокращения динамики, но контроль бывает разный) На НS8 например, вообще не слышно динамических проблем, только спектральные, поэтому сайдчейн через soothe2 — лучший вариант, имхо.

Шаг 7.Бэки, голоса второго плана. Шаги с 1 по 4 универсальны для голосов любого плана, обработка бэков, по очевидным причинам, будет отличаться настройками компрессии и эквализации, также в них скорее всего будет больше side-составляющей и, как следствие, пространства. Настройка взаимодействия бэков с миксом в большей степени зависит от художественного замысла, но глобально, принцип неизменен – бэки не должны мешать миксу, а микс им)